Итоговое собеседование по русскому языку как условие допуска к ГИА-9

Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 г. № 232/551 (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2023, регистрационный № 73292).

Участники итогового собеседования

Итоговое собеседование проводится в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

Итоговое собеседование вправе проходить:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации. 

Сроки проведения итогового собеседования в 2025-2026 учебном году:

  • 19 ноября 2025 года (пробное итоговое собеседование)
  • 11 февраля 2026 года
  • 11 марта 2026 года
  • 20 апреля 2026 года

Начало проведения и продолжительность итогового собеседования

О времени начала проведения итогового собеседования участников информирует образовательная организация.

Продолжительность проведения для каждого участника  - 15 минут.

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, экстернов-детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового собеседования увеличивается на 30 минут.

Места проведения итогового собеседования

Итоговое собеседование проводится в местах, определенных министерством образования и науки Нижегородской области. 

Сроки подачи заявления для участия в итоговом собеседовании

1. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся IX классов подают заявления в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны - в образовательные организации по выбору экстерна.

Заявления подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.

Срок подачи заявления для участия в итоговом собеседовании 11 февраля 2026 года завершается 28 января 2026 года,  для участия в итоговом собеседовании 11 марта 2026 года27 февраля 2026 года, для участия 20  апреля 2026 года06 апреля  2026 года.

2. Обучающиеся IX классов, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся IX классов, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность.

Участие в итоговом собеседовании выпускников прошлых лет и лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования

Выпускники прошлых лет, лица обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования вправе проходить итоговое собеседование по желанию. Указанные лица для участия в итоговом собеседовании подают заявления не позднее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования – в места регистрации выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования для участия в итоговом собеседовании в 2025-2026 учебном году, а также на сдачу единого государственного экзамена на территории Нижегородской  области в 2026 году.

Место приема заявлений для участия в итоговом собеседовании в Городецком муниципальном округе

Место приема

г. Городец, площадь Пролетарская, д.30, кабинет 219

Время приема

Понедельник с 800- 1100

Контактный телефон

 +7 (83161) 9-25-80

Ответственный за прием заявлений

Лопатина Ольга Леонидовна,  методист учебно-методического центра управления образования и молодежной политики

Ключевые изменения в 2025-2026 учебном году:

  1. Изменение формулировки в задании 3. Фраза «Не забудьте дать ответы на следующие вопросы» заменена на более мягкую: «Вы можете дать ответы на следующие вопросы». Это снимает излишнее давление на ученика.
  2. Увеличение балла за диалог. Максимальный балл за задание №4 (Диалог) увеличен до 3 баллов (ранее было 2). Баллы начисляются по принципу «1 развернутый ответ на вопрос = 1 балл».
  3. Убраны некоторые критерии. Из системы оценивания исключен критерий «Богатство речи». Также критерий «Соблюдение фактологической точности» теперь называется «Фактическая точность речи».

Проверка и оценивание ответов участников итогового собеседования и обработка бланков итогового собеседования

Проверка и оценивание ответов участников итогового собеседования осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.

По решению ОИВ итоговое собеседование проводится с применением информационно-коммуникационных технологий, в порядке, установленном региональным органом управления образования.

Ознакомление с результатами итогового собеседования по русскому языку

С результатами итогового собеседования участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом собеседовании.

Итоговое собеседование как допуск к ГИА-бессрочно.

ВАЖНО!

Во время проведения итогового собеседования по русскому языку участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе:

  • средства связи,
  • фото-, аудио- и видеоаппаратуру,
  • справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации,
  • выносить из учебных кабинетов материалы итогового собеседования на бумажном или электронном носителях,
  • фотографировать материалы итогового собеседования, а также пользоваться при подготовке к ответу текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой и другими литературными источниками).

Участники итогового собеседования, нарушившие установленные требования, удаляются с итогового собеседования по решению руководителя образовательной организации.  В данном случае оформляется соответствующий акт, на основании которого педагогическим советом будет принято решение о повторном допуске к прохождению итогового собеседования по русскому языку в дополнительные даты. 

Официальные сайты и документы

Методические рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2026 году

https://doc.fipi.ru/itogovoye-sobesedovaniye/rekomendaczii-MR_RON_2025.pdf

Критерии оценивания итогового собеседования

https://doc.fipi.ru/itogovoye-sobesedovaniye/Kriterii_itog_sobesedovanie_2025.pdf

Информация  проведению итогового собеседования

https://fipi.ru/itogovoye-sobesedovaniye 

Зачем ввели итоговое собеседование для 9 класса?

Многие девятиклассники и их родители считают дополнительную форму контроля успеваемости не ценным образовательным решением, а всего лишь попыткой еще сильнее усложнить жизнь выпускников средней школы. Однако согласно заявлению, сделанному Министерством образования и науки в лице Ольги Васильевой, данная мера внедряется для того, чтобы современные ученики уделяли больше внимания развитию языковых навыков в устной речи. Сегодняшний школьник, как показывает практика, может отлично излагать мысли на бумаге, но как только он сталкивается с необходимостью вести диалог или монолог, то мгновенно теряет большую часть своих умений.

Дело в том, — считают в Министерстве, — что повсеместное развитие интернет коммуникаций и распространенность гаджетов привели к настоящей болезни. Новое поколение россиян гораздо лучше и охотнее общается в виртуальном мире, чем коммуницирует в реальности. Кроме того, не так давно в стране была разработана и принята Концепция усовершенствования качественных показателей в преподавании русского языка и литературы.

Главной целью этого документа является формирование у учеников навыков красивой литературной речи. В итоге говорение будет не просто инструментом, стимулирующим у девятиклассников желание читать и высказывать свое мнение по каким-либо вопросам, но и предварительным этапом при прохождении ОГЭ по русскому языку. Без собеседования ученик попросту не сможет получить допуск к этому обязательному экзамену! Кстати, просто красиво говорить на собеседовании недостаточно. Ребятам придется грамотно применять интонационную окраску, пользоваться литературными приемами речи, формировать сложные языковые конструкции и демонстрировать широкий словарный запас.

Какие виды заданий предусмотрены в собеседовании?

  1. Чтение – ученику предложат озвучить текст, напечатанный в билете. Сделать это надо с выражением и интонацией (делать паузы, выделять в речи запятые, двоеточия, тире, знаки вопроса и восклицания; также необходимо держать темп речи), чтобы получить 2 максимальных балла;
  2. Пересказ – в этом случае текст нужно не просто прочесть, но и постараться как можно лучше запомнить, так как приведенный публицистический отрывок придется пересказать комиссии. Более того – перечислить главные мысли, заложенные автором в повествование, будет недостаточно. Для получения еще 2 баллов их нужно дополнить собственной аргументацией, которая не выходит за рамки озвученной темы (нести «отсебятину» нельзя – за это баллы будут вычитать);
  3. Монологическое высказывание – в третьем задании у ученика будет выбор из нескольких тем. Сформулированные темы ФИПИ предлагает дополнить подходящими картинками, чтобы визуализировать информацию, а также вопросами, наводящими на размышления. Озвучивая ответ на вопрос, школьник должен раскрыть выбранную тему, дать ответы на все вопросы и связать их в цельный текст, продемонстрировав логику и заработав на этом еще 2 балла;
  4. Диалог – последнее испытание проводится в формате диалога с экзаменатором. Эта часть билета считается самой сложной, так как односложного ответа недостаточно. В целом за нее можно получить 3 балла.