Единая система методической работы
Постоянные изменения в образовании требуют новых подходов к организации методической работы. В настоящее время необходимо изменить не только содержание и формы методической работы, но и внедрить новые идеи и современные технологии как на уровне муниципалитета, так и на уровне образовательной организации.
История методических служб в нашей стране насчитывает почти два столетия, и все эти годы сохранялась их основная задача – оказание поддержки учителю в его профессиональном совершенствовании и в повседневной работе.
28 апреля 2022 года на Всероссийском совещании обсуждались приоритеты развития методической службы в системе образования Российской Федерации, вопросы трансформации методической службы в условиях создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, а также роль общественно-профессиональных объединений, сетевого взаимодействия и наставничества в профессиональном развитии педагогов.
На совещании были определены основные направления в работе методических служб всех уровней.Приоритетными направлениями стали:
- Объединение методических служб разного уровня в единую систему, а также их реальное взаимодействие
- Построение адресного научно-методического сопровождения педагогов и руководителей
- Созданием типовых моделей методических служб и единых подходов к организации их действий.
- Развитие регионального методического актива
В 2023 году в Нижегородской области создана региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, которая будет помогать выявлять профессиональные дефициты педагогических работников, внедрять в процесс профессионального развития программ по развитию функциональной грамотности и совершенствованию предметных компетенций педагога. Большое внимание будет уделяться выстраиванию индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и оказанию поддержки молодым педагогам.
В 2024 году Министерством образования и науки Нижегородской области составлен план мероприятий (дорожная карта) совершенствования системы методической службы на 2024 – 2025 учебный год. В апреле 2024 года проведен Мониторинг эффективности муниципальных методических служб по 5 направлениям. В результате прохождения мониторинга были выявлены проблемные точки:
- изучение профессиональных потребностей и дефицитов работников образования
- цифровой методический кабинет
- организация работы по актуальным направлениям развития системы образования
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников
- поддержка и адаптация молодых педагогов, реализация наставничества
- посещение занятий педагогов с последующим анализом
- изучение состояния деятельности школьных методических служб
- сопровождение школьных методических объединений учителей
Данные выявленные проблемные точки заставили всерьез задуматься над модернизацией системы методической работы всех уровней.
На сегодняшний день региональными органами власти разработано 2 документа:
Положение об организации деятельности муниципальной методической службы и примерное положение о методической службе общеобразовательной организации. Сегодня предлагаю остановиться на последнем. Примерное положение не только определяет основные целевые установки и ориентиры, но и содержит четкие инструменты для функционирования школьных методических служб, включая примерные формы планов работы.
Авторским коллективом ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» были разработаны Методические рекомендации для методических служб по сопровождению учителей в процессе реализации обновленных ФГОС. В документе даны рекомендации для региональных методистов, но подходы к организации методического сопровождения педагогов и шаблоны документов можно использовать и в работе школьных методических объединений.
Рекомендации по системе методической работы на 2025-2026 год.